О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.2:21).

Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Имя Господа Иисуса) (Деян. 4, 10).

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14:12).

Непрестанно молитесь

Можно наблюдать, что часто молитва и жизнь христианина не связаны в одно целое. Человек уделяет молитве время утром и вечером, а в остальное время дня забывает и о молитве, и о Боге, и об учении Христа, и об Его заповедях. Молитва в этом случае как бы обособляется и не проникает в жизнь. От этого жизнь христианина в таких случаях мало чем отличается от жизни живущих вне Бога: человек легко поддается действию страстей, его возмущают бури душевные, и он чувствует себя беззащитным и покинутым при житейских невзгодах. Это случается потому, что человек не умеет постоянно владеть могучим оружием христианина — непрестанною молитвою. Он как бы примеряет оружие утром и вечером, а на день снимает его и выходит на ежедневную битву с врагом без оружия. Святые отцы Православия говорят, что «если ты молишься только тогда, когда встал на молитву, — то ты никогда не молишься».

В одном из своих поучений святитель Василий Великий говорит: «Молиться надобно всегда, при всяком случае… Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду — благодари Даровавшего нам покровы… Пришел ли день — благодари Даровавшего нам солнце… Когда смотришь на небо и увидишь красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику Богу, Который “вся Премудростию сотворил еси” (Пс. 103, 24)».

Всем нам надо помнить, что мы подвергаемся действию непрестанного потока искушений: в мыслях и в чувствах, при работе, отдыхая, при общении, в уединении и т. д. Поэтому и основное средство борьбы с искушениями — молитва — также должна быть непрестанной, мы никогда не должны оставлять ее. Отсюда добрая привычка к непрестанной молитве есть самая важная, самая необходимая из всех привычек, и для приобретения ее христианин не должен жалеть усилий. Потому, великое дело каждого христианина — приучить себя к непре-станной молитве, по заповеди Самого Господа, данной нам через святого апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите». (1 Фес. 5, 17)

Для этой цели, по многовековому опыту многочисленного сонма святых отцов Православия, наиболее совершенной формой молитвы является краткая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Или в более сокращенной форме ее произносят: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Это связано с апостольским высказыванием: “Хочу лучше пят слов сказать умом моим… нежели тьму слов…” (1Кор. 14,19).

Справедливо сказано, что молитва Иисусова является кратким Евангелием, ибо в ее словах заложен глубочайший догматический и нравственный смысл. Она совмещает в себе: благовестие Спасителя, исповедание Его Сыном Божиим (чем свидетельствуется вера в Пресвятую Троицу), покаяние грешной души, просьбу о помиловании.

Как пишет святой Симеон, архиепископ Солунский: «Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – есть и молитва, и обет, и исповедание веры. Она – Духа Святого и Божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевание, милости Божией источник, дарительница таин Божиих для человека смиренного, единая спасительница, поскольку носит в себе спасительное имя Бога нашего – единственное имя, нам данное. Сие есть имя Иисуса Христа, Сына Божия, «ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,12), – как говорит Апостол».

Основа молитвы – покаяние

В Иисусовой молитве необходимо всегда стремиться к ПОКАЯНИЮ. Сознание своих грехов и покаяние – это подземные воды, питающие молитву; это суд над собственной душой прежде Страшного Суда. Без покаяния молитва будет сухой и безжизненной, как пески пустыни. Основа молитвы – мысль: «Ты – всё, а я – ничто». Это ее гранитный фундамент.

Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Пусть на покаянии зиждится всякое духовное здание. У Бога будем просить только покаяния, и больше ничего. Не ищи в своей молитве ничего другого, кроме ПОКАЯНИЯ: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей».

Все дело в покаянном, смиренном чувстве, с которым произносится великое имя Иисуса Христа. Цель – молитвы – сочетание сердца с именем Иисуса Христа, очищение души, стяжание Божественной Благодати и освящение души.

Милость Божия есть не что иное, как благодать Всесвятого Духа, которой мы, грешные, должны искать у Бога: «помилуй мя, грешного!», то есть: «Сжалься, Господи, надо мной, грешным, в моем нынешним жалком состоянии и прими меня снова в объятия Твоей благодати». Дай мне дух силы, который укрепил бы меня в противостоянии искушениям диавола и дурной привычке ко греху. Дай мне дух целомудрия, чтобы я обрел мудрость осознать свое состояние, дабы исправиться. Дай мне дух страха, чтобы я устрашился и хранил заповеди Твои. Дай мне дух любви, чтобы я мог любить Тебя и больше не разлучался с Тобой. Дай мне дух мира, чтобы я соблюдал душу свою в мире и обуздывал помыслы, оставаясь бесстрастным и невозмутимым. Дай мне дух чистоты, который сохранил бы меня в чистоте от всякой скверны. Дай мне дух кротости, чтобы я был кротким по отношению к собратьсям моим христианам и воздерживался от гнева. Дай мне дух смиренномудрия, чтобы я не возносился в мечтаниях высоко и не наполнялся гордостью. Ибо тот, кто сознает свою нужду во всех этих вещах и ищет их у многомилостивого Бога, взывая: «Господи, помилуй!», несомненно, получит искомое и удостоится милости и благодати Божией.

Надлежит верить, что мы подобны тому евангельскому слепому, который, желая обрести свет очей, начал взывать к Господу и говорить: «Иисусе… помилуй мя» (Мк. 10, 47). Так и мы должны, словно слепцы (ведь именно таковы мы в душе), призывать Бога явить милость Свою на нас и отрыть очи нашей души, чтобы мы могли узреть Его в уме.

Покаяние и смирение – это начало, средина и конец духовного пути. Нельзя желать через творение Иисусовой молитвы сладостных, благодатных переживаний и не это надо ставить себе целью, приучая себя к непрестанной молитве. Услаждаться подвигами, хотя бы и молитвой Иисусовой, есть духовное сластолюбие и погрешительное, так как источник сластолюбия кроется в похоти. Правильный путь таков: искать не сладости, а мира и очищения совести от болячек и ран. Просить у Бога исцеления, сокрушения, слез, но не высоких экстазов, как у сектантов. Молить Его о даровании познания своих немощей, спасительного страха, любви к ближнему, терпения и т. п… Ищите через духовную жизнь просветления ума и сердца, но не приятных ощущений, хотя бы и в молитве… Не останавливайтесь на них, если они будут, а укройте себя от них.

Со временем, творение Иисусовой молитвы приносит овладевшему ею духовные плоды: внутренний покой, любовь к Богослужению, умирение и тишину ума. А также: мир, радость, кротость, воздержание, послушание, любвеобильное сердце, покаяние и плач духовный. Это есть путь очищения души от страстей и освящение ее Благодатью Святого Духа. Через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, и призывание Божественного имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти.

Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Ибо от призывания имени Божия враги обессиливаются; а зная это, не перестанем призывать имя Божие на помощь. Как врач изыскивает приличное врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается».

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Господь славословится во всех храмах, а истинные христиане славят Бога в сердцах своих. Сердце христианина — храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека. Когда же непрестанная молитва утвердится в глубине сердца, тогда весь мир превращается в храм Божий».

Непрестанное внутреннее общение человека с Богом может совершаться всегда, во всех обстоятельствах жизни, независимо от внешних обстоятельств и событий: «Не буди без молитвы Иисусовой ни на одну минуту, – говорит один святой старец – и вставая, и сидя, и ходя, и при трапезе, и при всяком занятии рукоделии твоем, даже во многолюдстве, отнюдь не оставляй в уме твоем сей краткой молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Частое и усердное, с верою и любовию, произношение сей молитвы сохранит ум твой от разсеяния и помышлений злых, и сердце – от похотей лукавых»

О том же говорил подвижник благочестия XX века, схиархим. Виталий (Сидоренко):

«Всегда надо читать: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе. Кто молитву не читает, тот тоской заболевает, с нею и уныние приходит – и тако себя отягощает. Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое. С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство. Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет. За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом».

А наш светлый батюшка, преподобный Серафим Саровский, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему – и монахам, и мирянам: «Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. И в этом да будет все твое внимание и обучение. С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте» (Житие Старца Серафима).

Если мы будем пренебрегать молитвой – это сразу же отразится на деле и на нашем духовном самочувствии. Совершение Иисусовой молитвы в течение дня – залог мирного умонастроения, душевного спокойствия и ровного отношения с окружающими людьми. Как говорит

«Тот, кто пытается жить без молитвы, болен умом, ибо ум без молитвы – неуправляемая мельница помыслов. Если не обуздывать ум молитвой, он станет больным, привлечет множество телесных болезней, расстроит всякое общение с близкими людьми и отдалит сердце от Бога». (монах Симеон Афонский)
А вот как пишет о молитве Иисусовой ученик преп. Иосифа Исихаста – монах Маркелл, в своей книге «Духовный опыт старца Иосифа Исихаста»:

«Сколько силы имеет молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!». И какие благодатные дарования она подает тем, кто прибегает к ней! И в какое доброе духовное состояние она приводит их! Старайся, чтобы молитва Иисусова покрывала все твои дела: всякое дыхание и всякую мысль. О, как будет радоваться тогда твое сердце! Как возрадуешься ты, когда твой ум поднимется к небесам! Посему не забывай говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Когда ты будешь петь псалмы, сможешь постигнуть то, что поешь; приобретешь усердие, благозвучный голос и смирение, чтобы передать как подобает слова Божии. Посему не обижай свою душ, но и при пении псалмов повторяй в уме: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Когда ты трудишься, не растрачивай все свои силы на суету и не рассеивайся попусту, но опять-таки говори шепотом молитву. Тогда и все труды твои пойдут как должно, без ошибок и помыслов, и отдача от твоей работы будет больше. Итак, повторяй молитву Иисуса Христа, чтобы благословить труды свои: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Дух Святой осеняет душу, которая молится. Он проникает до глубин души, испытывает весь внутренний мир души и исправляет его по воле Бога Святого. Тогда душа может сказать вместе с пророком: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» (Пс.102, 1). Итак, повторяй молитву, чтобы быть под покровом Духа Святого. Когда дух Святой покроет всю твою душу, ты ощущаешь некую полноту и некое смирение. Тебя не смущают ни обиды, ни насмешки, ни похвала. Ты живешь в духовной атмосфере, куда нелегко войти яду греха. «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2,15). Дух Святой дает тебе другие глаза и другое суждение. Чтобы в любой среде чувствовать себя свободно, повторяй непрестанно молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Словно неувядающий цветок и раскидистое древо, насажденное при исходищих вод. (Пс.1,3), становится душа твоя, когда ты говоришь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Повторяй молитву и позволь благодати Святого Духа войти в глубину твоей души. Стань неусыпным стражем обиталища души и зрителем действий Духа Святого и говори с радостью: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Дух Святой есть благословение всего мира. Дух Святой – свет и жизнь души, которая воспевает и славословит от глубин своих имя Святой Троицы. Аминь».

Святителя Феофан Затворник: «Дело молитвы не безмолвников только есть дело, а всех христиан, и это до самых высших ее степеней. Все степени молитвы – Божие суть дело. У Бога же все равны и смотрит Он только на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, где бы сие сердце ни было. Надо всегда держать молитву. Бог везде есть и все видит, очи Его светлейшие паче солнца. Память об этом надо внедрить в сердце или слить с сознанием. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе Никто так Богу не угоден, как тот, кто занимается правильною умно-сердечною молитвою. Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить пред Богом».

Христианин! Помни, молитва – это сердце духовной жизни и ее пульс. Поэтому человек в духовном смысле жив лишь тогда, когда он молится. Молитва изменяет человеческое сердце, открывает и пробуждает обычно спящие и неведомые нам самим сердечные силы. Молитва духовно обновляет наше сердце, делает его чутким и прозорливым. Молитва – это безценное сокровище, которое всегда и везде с нами, куда бы мы ни пошли, чем бы ни занимались. Молитва включает нас в невидимый духовный мир, делает его частицей, в ней мы можем соприкоснуться с горим миром и увидеть очами сердца небесную и Божественную красоту! Молитва – это сияние веры, тепло надежды, жизнь самой любви! Молитва – свет нашей души и корень всех добродетелей. Молитва – духовный хлеб, которым мы питаемся сами и питаем других. Это воскресение прежде общего воскресения и предвкушение Вечной Жизни с Господом нашим Иисусом Христом!

ПОЛЮБИТЕ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ!

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Добавить комментарий