Откровение Иисуса Христа о Своём Богосыновстве

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и я делаю.

Борис Ильич Гладков поясняет:

Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный сейчас же объявил о том Его врагам, но сделал это не с злым намерением, не для того, чтобы предать своего Благодетеля: он думал, что, указывая на Иисуса как на Свершившего на нем такое чудо, он привлечет к Нему и врагов Его. Но он ошибся. Чем более чудес совершал Иисус, тем сильнее разгоралась злоба Его врагов, тем безумнее жаждали они Его крови. Придираясь к тому, что бывший расслабленный нес свою постель в субботу по повелению Иисуса, они считали это, ужасное по их понятиям, нарушение субботнего покоя достаточным поводом, чтобы убить Иисуса, и только искали случая взять Его потихоньку, не в толпе народа, которая могла заступиться за Него.

Зная их помышления, а может быть, и услышав непосредственно обращенный к Нему укор в нарушении субботы, Иисус признал своевременным объяснить им всенародно, почему Он так поступает.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

Борис Ильич Гладков поясняет:

В Своих проповедях Иисус нередко брал примеры из обыденной жизни человеческой, чтобы тем скорее привести слушателей к пониманию высказываемых Им истин. Так и в данном случае, Он берет пример из жизни дружной семьи, где отец, любя сына, показывает ему все, что сам делает, дабы и сын делал то же, – где сын, любя отца, не позволит себе сделать того, чего не сделал бы отец, – где, вследствие этого, устанавливается такое единство между ними, какое указывает как бы на то, что они действуют единым разумом и единой волей. Поэтому Иисус и говорит: Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам.

Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Профессор Александр Павлович Лопухин поясняет:

Дела, которые должны привести в чрезвычайное удивление иудеев, – это воскрешение и оживление мертвых, какое будет совершаться Сыном так, как совершает оное Отец. Отец воскрешает – безотносительно ко времени: Он воскрешал и прежде, воскрешает и теперь и будет воскрешать потом (ср. Втор. 32:39; 1 Цар. 2:6; Ос. 6:2; Иез. 37:1-10; Дан. 12:2). Так же и Сын оживляет кого хочет, – опять, как и в первом предложении, безотносительно ко времени, – оживляет и будет оживлять. Кого хочет. Это выражение прибавлено ввиду того, что здесь говорится о воскрешении мертвых, которые своей воли не имеют, а подчиняются воле Сына. Некоторые толкователи (напр., еп. Михаил) видят в этом прибавлении указание на то, что Господь пока говорит о воскрешении не в собственном смысле, а о воскрешении духовно-нравственном живых людей через возрождение Христовой благодатью. Но с таким толкованием едва ли можно согласиться. Нужно не упускать из виду того обстоятельства, что воскрешение здесь ставится в зависимости только от воли Христа, а между тем, духовное возрождение не может состояться без согласия самого возрождаемого или без веры. Христос, конечно, всех хотел воскресить в духовном смысле, но сами люди часто сопротивлялись этому желанию Христа (Ин. 5:40; Мф. 23:37). Притом Христос говорит, что оживление мертвых относится к числу таких дел, какие Отец еще не показал Ему, а покажет со временем (ст. 20). Между тем, дела духовного оживления Христос совершал и прежде (Ин. 1:37-51; Ин. 2:23-24; Ин. 4:10-42). Наконец, противники Христа не только не дивились таким делам Его, а, напротив, видели в них дела обманщика или человека, стоящего в зависимости сил, враждебных Богу (Ин. 9:16). Ввиду всего этого под воскрешением и оживлением здесь следует разуметь только воскрешение телесно-мертвых, которое, как необыкновенное чудо, и должно было привести в чрезвычайное изумление врагов Христа.

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

Профессор Александр Павлович Лопухин поясняет:

Так как воскресение из мертвых и суд над человечеством были, по понятиям иудеев, тесно связаны между собою, то власть Сына воскрешать мертвых подтверждается здесь ссылкой на то, что Сыну принадлежит всякий суд как единому Судье мира. Этим, однако, не отрицается, что Бог есть Судья мира: соответствующая выражению “всякий суд” греческая фраза (t. krisin pasan) означает не вообще судящую деятельность, какая принадлежит Богу (Быт. 18:25), а суд в особенном смысле слова, именно последний всеобщий суд и притом весь, во всем объеме, в каком предназначено совершить его Мессии (ср. Евр. 9:27; Евр. 10:27; Мф. 7:22 и сл.; Мф. 24:37 и сл.; Мф. 25:31 и сл.; Лк. 19:12-27). Таким образом, Спаситель, воскреситель мертвых, явится и их Судьей.

Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Дабы все чтили Сына: цель сего действия Бога Отца и Господа Иисуса Христа в отношении к людям, между прочим, та, чтобы все чтили Сына, т. е. воздавали Ему такое же почтение или славу, честь и поклонение, какое подобает Отцу, т. е. поклонение божественное. Как противоположно сему было отношение иудеев к Господу, указанное в Ин. 5:16, 18! В своём ослеплении они ищут убить Его как осквернителя (будто бы) субботы и богохульника! — Кто не чтит так, не воздаёт божеского почтения Сыну, тот по сему самому не воздаёт божеского почтения и Отцу в существе дела, хотя бы и мнился воздавать Ему таковое, — не воздаёт потому, что Сын равен Отцу и Отец в Нём вполне открылся и чрез Него действует в искуплении мира; следовательно, не чтущий Сына, как Отца, не чтит Самого Отца (ср. Феофил.).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Павел говорит: «Подобает всем нам предстать пред судом Христа», — а ты дерзаешь сам обещать себе, что не придешь на суд? Да не будет, говоришь ты, чтобы я осмелился обещать себе это; но я верю Тому, Кто обещает. Спаситель говорит, Истина обещает, Сам сказал мне: кто слышит слова Мои, и верует Пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и преходит от смерти в жизнь, и на суд не приходит. Значит, я слышал слова Господа моего и поверил; хоть бы и был я неверным, стал верным; как Он мне указал, прешел от смерти в жизнь, на суд не прихожу, не по моему домыслу, но по Его обетованию.

Людям, которые любят жить на этой земле, обещана жизнь; и так как они очень боятся смерти, обещана им | жизнь] вечная… Давайте любить жизнь вечную, и из этого узнаем, как мы должны трудиться ради жизни вечной, поскольку мы видим, что люди, любящие жизнь временную и конечную, так ради нее трудятся, что, когда приходит страх смерти, делают все, что могут, не для того, чтобы избавиться от смерти, но чтобы отсрочить ее. Какие труды предпринимает человек, когда ему угрожает смерть: спасаясь бегством, скрываясь, отдавая все, что имеет, откупаясь, трудясь, перенося муки и тяготы, призывая врачей, и что еще человек может? Смотрите, как, не считая своих трудов и возможностей, он может прилагать усилия к тому, чтобы жить некоторое время, а к тому, чтобы жить вечно, не может. Итак, если с таким трудом, с таким усилием, с такими тратами, с таким упорством, с такими бдениями, с такой заботой добиваются того, чтобы жить чуть больше, как же надо добиваться того, чтобы жить вечно? И если называются разумными те, кто всеми способами стараются отсрочить смерть и прожить немногие дни, чтобы не потерять немногие дни, сколь безумны те, кто живут так, чтобы потерять вечный день?

Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Но суд для Христа не был главным Его делом (ср. Ин. 3:17), а только сопровождающим Его спасительную деятельность. Поэтому, если здесь речь идет о почтении, какое люди должны иметь к Сыну, то это почтение должно основываться, конечно, прежде всего, на признании значения Сына как Спасителя всех людей. Сына люди должны чтить так, как они чтут Отца. Не только благочестивые люди, не знавшие, однако, доселе Сына, должны, узнав Его, перенести на Него то почитание, какое они доселе оказывали только Богу, но и неверующие во Христа иудеи, которые полагали, что, отрицая Сына, они воздают этим честь Богу (Ин. 8:49), могут, под влиянием чудес, совершаемых Христом, уверовать в Него, особенно когда увидят, как Сын воскрешает мертвых (ср. Ин. 12:42). Кто же будет упорно отказывать Сыну в подобающем Ему почтении, тот должен знать, что этим он будет оскорблять и Отца, Который послал Сына: нельзя в одно и то же время быть и чтителем Бога, и врагом Христа.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Святитель Феофан Затворник поясняет:

Суд всем будет; но тем, кои оправдания достойны, суд будет такой, что будто его не будет, радостно будет встречен, будто совсем не суд, а объятия Господни; радостно пройден, и в радость после него. Сподобятся сего верующие в Господа, как следует, и живущие по воле Его. Не всяк глаголяй: Господи, Господи, внидет в царствие, но творяй волю Отца Небеснаго (Мф. 7:21).

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Профессор Александр Павлович Лопухин поясняет:

По сравнению с тем, что выше сказано о власти, какую имеет Христос над умершими, здесь есть нечто новое. Именно Христос говорит, что по Его зову или велению воскреснут все мертвые, в том числе и те иудеи, которые теперь слушают речь Христа и со временем умрут. Затем Христос указывает на то, что участь воскресших будет не одинакова: только те, которые при жизни делали добро, получат по воскресении действительную, вечную жизнь, злые же люди подвергнутся осуждению, которое представляет собою противоположность жизни (ср. Ин. 5:24).

И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

Святитель Григорий Богослов поясняет:

И изыдут творившие благое в воскрешение живота, который ныне сокровен во Христе (Кол. 3:3), напоследок же с Ним явится, а творившие злое в воскрешение суда, которым осудило уже не уверовавших судящее их слово (Ин. 12:48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы, Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым умом, а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца.

 

 

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Добавить комментарий